Электронная коммерция в РК успешно развивается

Компания PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК) представила результаты исследования «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан» за 2019 и 2020 годы. Так, по заключению экспертов, прошлый год стал весьма успешным для отрасли, подчеркнув усилия законодателей и игроков рынка. В исследовании приняли участие крупнейшие представители e-commerce-рынка страны — Kaspi.kz, Казпочта, Mechta, Леруа Мерлен Казахстан и другие, информирует портал Profit.kz.

Как отметила Наталья Лим (партнер, консультационные услуги PwC Kazakhstan), у граждан формируется новое сознание, которое определяет ежедневные привычки и потребности. Пандемия спровоцировала не только серьезные экономические потрясения, структурные изменения в образе жизни и здоровья людей, но и дала возможность ускорить развитие и адаптацию цифровых услуг. Розничная электронная коммерция уже не первый год является быстрорастущим трендом как в мире, так и в Казахстане. И если еще год назад онлайн-торговля для многих бизнесменов была второстепенным каналом продаж, то после жестких карантинных ограничений розничные игроки изменили свои приоритеты.

«Для электронной коммерции 2020 год был очень успешным. Он способствовал развитию e-commerce во всех отраслях. Компании, которые ранее не работали в онлайн, очень сильно пострадали от введения ограничений, карантина и локдауна. Компании, которые быстро смогли адаптироваться к ситуации, успешно развивают свой бизнес и сейчас. Как уже говорили ранее, покупатели стали более открыты к покупкам через онлайн и после снятия ограничений», — говорят представители Mechta.kz.

Вместе с тем, важно подчеркнуть тот факт, что одним из основных факторов бурного развития электронной коммерции в Казахстане является не столько пандемия, сколько тот темп развития цифровых технологий, который был задан игроками рынка в предыдущие годы. По сути, на момент начала пандемии, о которой ВОЗ объявила ровно год назад, в стране уже сформировалась инфраструктура удобных и быстрых покупок. Безусловно, это не могло бы произойти без государственной поддержки интернет-торговли. А пандемия стала своеобразным «спусковым крючком» для полномасштабного перехода покупок в онлайн. Это заметно из выводов аналитиков PwC — согласно отчету, уже на третий квартал 2020 года пришелся пик прироста в объемах онлайн-продаж (рост на 65% относительно II квартала 2020 г), тогда как в аналогичном периоде 2019 года наблюдался спад в 2%. То есть, интернет-торговля дала отличные всходы на подготовленной почве.

В Kaspi.kz отмечают, что участники рынка электронной коммерции достойно справились с резко возросшим спросом на покупки в онлайне. Получив положительный первый опыт, потребители будут продолжать делать такие покупки и дальше. 2020 год продемонстрировал потенциал и важность электронной коммерции для розничной торговли, значительно ускорив ее дальнейшее развитие.

В целом по итогам 2020 года объем рынка розничной электронной коммерции Казахстана вырос на 82% — с 327 млрд тг в 2019 году до 596 млрд тенге. Также наблюдается увеличение в количестве онлайн-заказов на 20% (25 млн транзакций за 2020 год), а среднего чека в тенге — на 52%. Объем рынка в долларах тоже увеличился — на 72% год к году.

За 2020 год наблюдается увеличение объема продаж в 1,8 раза, при этом количество транзакций увеличилось всего в 1,2 раза. Можно предположить, что люди стали совершать более дорогостоящие и весомые покупки (например, электронику и бытовую технику), либо стали заказывать большее количество товаров за один раз, что также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52% (с 15 тыс. тг в 2019 до 23 тыс. тг в 2020 году), отмечают эксперты.

При этом анализ показал, что доля онлайн-покупок, сделанных с телефона, возросла с 80% в 2019 году до 88% в 2020 году. Это говорит о том, что мобильные приложения и веб-сайты как инструменты для электронной коммерции продолжают развиваться и становиться все более удобными для использования со смартфонов. Это приводит к тому, что все больше людей пользуются мобильными телефонами для совершения покупок в интернете.